Северодвинский драматический театр
Северодвинский драматический театр основан в 1937 году. Первым директором и худруком был В. Соловьёв. Открытие театра состоялось 11 сентября спектаклем «Лжец» К. Гольдони. Через год случился пожар, и здание театра сгорело. Его восстановили за очень короткий срок, за 28 дней, молодые строители завода и города. Художественным руководителем назначается выпускник ГИТИСа Б. Потик, он укрепляет труппу артистами с высшим театральным образованием, в театр приходят Н. Юрьевич, Б. Борисов, Г. Галина, В. Светлова — Соловьёва, И. Лапиков. Режиссёр М. Лабунский ставит «Венецианского купца» У. Шекспира. Материалы о спектакле запросило через ВТО английское Шекспировское общество. В 1941 году театр был расформирован, и вновь открыл сезон уже в 1944 году спектаклем «Горе от ума» с великолепным Б. Борисовым в главной роли Чацкого.
В театре был свой оркестр, руководил которым завмуз, А .С. Фиш. Он написал музыку к нескольким спектаклям. Репертуар военных лет был достаточно разнообразный: «Русские люди», «Нашествие», «Непокорённые», «Мещане», «Бедность не порок». С 1948 по 1956 годы театр возглавлял Г. Юровский. При нём в труппе работали актёры: Г. Сальников, В. Шостенко, Е. Матирная, Ф. Чайка, Н. Тольский, И. Пастревич, В. Карнеев, Ю. Пресняков. Режиссёры: Г. Немирович — Данченко («На бойком месте», «Рюи Блаз»), А. Ханович («Воскресение», «Поздняя любовь»).
Режиссёр А. Леонтьев больше предпочитал современную драматургию («Иркутская история», «Океан»). При нём работали засл арт. РСФСР П. Смирнов, М. Полетаева, Н. Григорьева, арт. В. Простакова, З. Бредихина. В 1966 году театр принял засл. арт. РСФСР Ю. Ю. Коршун. Он ставит «Василису Мелентьеву», «Покушение на Прометея» и «Фауста» Гёте — впервые на драматической сцене. Режиссёр О. Соловьёв, работавший в конце 60 — х, был представителем молодой столичного уровня режиссуры, со свежим театральным языком и хорошей школой, — «Месяц в деревне», «Овод», «Аристократы», «Лес». В семидесятые годы в спектаклях молодого талантливого режиссёра М. Апарцева и В. Давыдова :"Трактирщица", «Гроза», «Ночная повесть», «Мария Стюарт», «В списках не значился», «Святая святых» играют Т. Гончарова, В. Дмитриев, Г. Корнюшина, М. Басова, Г. Ложкин, Л. Поваляшко, Т. Попова., В. Крайнов, И. Панаев, В. Иргизнова. В эти годы здесь ставит свои первые спектакли молодой Владислав Пази: «На всякого мудреца довольно простоты», «Трибунал». В конце семидесятых труппу пополнила группа молодёжи из Ярославля: С. Варнашов, А. Варавин, А. Цветков, В. Поляков, Ю. Иванов. Главный режиссёр С. Петренко ставит «Цилиндр», «Последний срок», «Женитьбу», «Жизнь Галилея» (материалы о последнем спектакле хранятся в брехтовском театре «Берлинер Ансамбль» в Германии). Художник В. Фесенко в лице С. Петренко обрёл единомышленника в создании сценического образа спектаклей. Шло время, ломались старые представления о выражении художественного образа на сцене, рождая всегда новый театр.
Восьмидесятые — девяностые годы были наполнены поисками как режиссуры, так и новых идей в формировании современного облика театра. «Вся надежда» и «Не всё коту масленица» режиссёра Н. Черкасова, «Спортивные сцены» и «Полоумный Журден» режиссёра В. Тихонравова, «Свалка» в постановке А. Шпаковского, «Кин 1V», «Санька — встанька» режиссёра В. Иванова — спектакли тех лет, где играли С. Черноглазов, Ю. Каскевич, С. Казакова, Н. Мелещенко, С. Полетаев, А. Тананакина, Ж. Гурина, Г. Лишица, Л. Поваляшко. Премию имени н.а.СССР С. Н. Плотникова за роль Принца Уэльского получил арт. С. Черноглазов.
Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи. Труппа постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать плоды своей деятельности вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах театров других городов. Знакомить публику с достижениями этих театров и приглашать «сторонних» звезд участвовать в собственном творческом процессе — еще одно важное направление деятельности театра.