Неповторимость таланта
Премия имени народного артиста СССР С.Н. Плотникова «За достижения в области театрального искусства» впервые была учреждена в августе 1994 года в память об удивительном, талантливом актере и человеке.
Народного артиста СССР Сергея Николаевича Плотникова в свое время можно было смело отнести к достопримечательностям Архангельска. Уроженец Саратова, он в 1937 году после армии был приглашен в Архангельский ТЮЗ, и с тех пор несмотря на ряд самых соблазнительных предложений, в том числе от главного режиссера БДТ Г. А. Товстоногова, актер остался верен Северу. Более полувека играл он на сцене Архангельского театра драмы имени М. В. Ломоносова. Его актерский багаж — около 300 ролей на сцене и 30 — в кино.

В одном из интервью на вопрос, чем же его так приворожил север, Сергей Николаевич ответил: «О Севере я могу говорить бесконечно. О Северной Двине, о лесных просторах, о замечательных моих земляках… Скажу о другом — о постоянстве. О преданности одним людям, одному делу, одному краю. Актеры издавна считаются народом кочевым: сезон здесь, сезон там. Я против этого. Только на одном месте, в одном театре актер может совершенствоваться в мастерстве. Потому что нельзя ему останавливаться на достигнутом перед лицом одних и тех же зрителей, которые неизменно требуют новизны и роста».

Сергея Николаевича всегда интересовал человек и человеческая жизнь во всех ее проявлениях. И он, со свойственным ему темпераментом, смело и шумно вмешивался в нее. В интервью, данном газете «Бенефис», В. М. Третьяков (председатель облисполкома в 70−80-е годы) о Сергее Николаевиче Плотникове сказал: «Он был настоящим хозяином города Архангельска и области — могучим, всезнающим, обладающим чувством человеческого достоинства, умеющим сострадать. Своим искусством он прививал людям любовь к Северу, высоким духовным ценностям. В нем была скрытая сила созидателя. Каждая встреча с ним обогащала меня новыми знаниями об искусстве, о человеческих отношениях. Он поведает правду, пусть и горькую, о жизни театра, города, о настроении творческой интеллигенции. Он никогда не говорил о собственных проблемах. Его всегда заботили проблемы сохранения культурного наследия, развития театров области… состояния здания областного драматического театра, обеспечение жильем и необходимыми условиями приглашаемых в область режиссеров и актеров. Он имел свое мнение о всех сторонах и областях окружающей нас жизни и горячо его отстаивал. Меня поражала энергия его характера, деятельное участие в судьбах многих людей… Он был, а не казался Человеком с большой буквы».
Неслучайно имя Сергея Николаевича Плотникова было занесено в областную Книгу Почета, а ему было присвоено звание «Почетного гражданина города Архангельска». Он был награжден орденом «Знак Почета», имел несколько медалей. Но самая главная награда для актера — присвоение звания «Народный артист СССР». Кстати, он был в те годы единственным артистом Северо-Западного региона (за исключением театров Ленинграда), получившим такое звание.
Его авторитет в городе был велик. Актер заслужил его своей любовью к городу, его жителям, своим трудом. А работать он был готов бесконечно: репетиции, съемки в кино, спектакли, встречи со зрителями — и все это взахлест, во всю мощь своей богатырской натуры. Актеру яркого, сильного темперамента особенно удавались роли с таким же характером. Но с возрастом в его репертуаре появились герои старшего поколения. Эти роли, сыгранные с большой нежностью и любовью, помогли полнее раскрыть творческий диапазон актера: необыкновенное импровизационное начало, тонкий и точный пластический рисунок, насыщенные паузы. Его мастерство убедительно проявилось и в эпизодических ролях, которые по своему значению в спектакле не уступали главным. Для него не было эпизодических ролей: не эпизодическая роль, а человек. Человек Плотникова — сложный, умный, ошибающийся, иногда трагически изуродованный, но мужественный, способный честно оценить и бесстрашно отдать себя на суд человеческий.

Помимо работы в театре Сергей Николаевич Плотников много занимался общественной деятельностью: 22 года он возглавлял Архангельское отделение Союза театральных деятелей РФ (Всероссийское театральное общество). Я вспоминаю это время как невероятный подарок судьбы. Человек строгий, сильный, требовательный, но какой интересный! Он поддерживал любое творческое начинание. Задачей Союза было оказание профессиональной и социальной помощи театрам и членам Союза. Сколько проходило профессиональных занятий, семинаров, творческих вечеров для работников театров и творческой интеллигенции города. Встречи с известными актерами, театральными критиками, искусствоведами и другими специалистами проходили постоянно, и во многом благодаря Сергею Николаевичу. На мой взгляд, он мог сделать невозможное. А сколько он помогал своим коллегам! В театре его называли «батей». Он не мог пройти мимо чужой беды, чужого горя. Если у кого-то случались неразрешимые проблемы, шли к нему. И он решал. Благодаря его авторитету в городе, с его помощью решались многие проблемы театра.
Меня поражала его неугомонность и постоянное желание работать. Он мог позвонить в семь утра и спросить, когда буду на работе. Когда я говорила, что в девять часов, он отвечал, что уже сейчас готов. И действительно частенько он приходил пораньше, задолго до репетиции, и если не было для него срочных дел, то брал пьесы, особенно А. Н. Островского, и погружался в них. Сергей Николаевич умел удивительно погружаться в драматургический материал. Наверное, еще и поэтому исполняемые им роли были так убедительны и достоверны. А еще это был человек невероятного обаяния и на сцене, и в жизни. Это помогало ему общаться с разными людьми в самых непростых ситуациях и всегда находить выход.
Я очень любила смотреть его спектакли. У него никогда не было штампов, и практически в каждом спектакле он открывал в своей роли что-то новое — у него был удивительно творческий подход к профессии. Его коллега, заслеженная артистка Р Ф Бланка Ивановна Воронкова вспоминала: «На протяжении 30 лет я была партнершей Сергея Николаевича во многих спектаклях. И было бы лишним говорить, каким он был партнером: идеальным, чутким, иногда злым и нетерпимым, но всегда профессиональным. Это сложное взаимодействие в актерской профессии: срабатываемость и совместимость нераздельны. Уровень актерского мастерства, таланта всегда влияет на состояние личности, характера и в жизни. Говорят, незаменимых людей нет. Увы! Нет ЗАМЕНИМЫХ. Никогда не будет второго Плотникова. Неповторимость таланта».

Говоря про талант, мне хочется сказать, что Сергей Николаевич все делал талантливо и помогал всем нам двигаться вперед и развивать каждому свой талант, независимо от профессии. Своей профессии и театру он был предан бесконечно. Когда известный журналист и его многолетняя соседка по дому Татьяна Борисовна Шахова в своем интервью спросила: «Что для вас в жизни самое главное?», Сергей Николаевич ответил серьезно и строго: «Наш Архангельский театр. Это мой дом. Я в нем вырос, с ним встретил войну, никогда ему не изменял».

У актера была прекрасная семья, замечательная жена, талантливые дети. И все-таки Театр был его жизнью, его болью, его любовью…

Спасибо Вам, дорогой Сергей Николаевич!..

Надежда Курилович